Ассоциация добытчиков краба Дальнего востока

История промысла

История промысла крабов на Дальнем Востоке.

 

В настоящее время популяции различных видов крабов обитающих на Дальнем Востоке являются достаточно изученными, по всем видам есть многолетняя история наблюдений, а промысел некоторых видов ведется уже достаточно длительный период времени. Поэтому приставляет определенный интерес  история развития крабового помысла на Дальнем Востоке.

Если начинать разговор об истории промысла, то в первую очередь речь должна идти  о камчатском крабе, который на протяжении почти ста лет был основным промысловым объектом на всем Дальнем Востоке.

Впервые камчатского краба описал  в 1804 году В. Г. Тилезиус (1769–1857) – натуралист, художник и путешественник, действительный член Петербургской академии наук. Он был принят в качестве, натуралиста в  кругосветную экспедицию И. Ф. Крузенштерна, которая помимо прочего,  имела цель произвести описание берегов Камчатки и северо-западного побережья Америки. Во время двухмесячного пребывания в Петропавловске местные жители принесли ему несколько экземпляров краба который впоследствии станет основным промысловым беспозвоночным северной части Тихого океана.

Добывать камчатского краба стали в 70-х годах XIX века у берегов Камчатки, а также в заливе Петра Великого. В то время никакой обработки  уловов не производили, краб доставлялся на берег в живом виде и впоследствии варился. Первые неудачные попытки консервирования крабов были предприняты на Камчатке в конце девяностых годов позапрошлого века, а в Японии в начале прошлого. Вскоре технология производства консервированных крабов была отработана и первый крабоконсервный завод запустили в Японии в 1907 году. В 1908 году в Приморье в бухте Гайдамак был открыт первый русский крабоконсервный завод, а спустя два года в бухте Находка запустили еще один завод. В 1913 году на берегу залива Восток в бухте Тафуин (сейчас Южно-Морская) также открылся небольшой крабоконсервный завод. В 1914 году российские краболовы Дальнего Востока выработали 730 ящиков консервированных крабов. После этого в связи с первой мировой войной, революцией и гражданской войной, добыча и производство крабовых консервов практически прекратилось.

Между тем, Япония в соответствии с Портсмутским мирным договором от 1905 года, имела широчайшие права на вылов рыбы и морепродуктов вдоль российского побережья, а японские компании, оценив выгоду от экспорта крабовых консервов, повсеместно начинают строить новые предприятия. Крупнейшее японское объединение по добыче и переработки рыбопродуктов в русских водах «Ничиро» (80-90% все добычи рыбы и крабов), строит в 1916 году на острове Парамушир крупный крабоконсервный завод, куда доставляются для переработки крабы, выловленные у берегов Западной Камчатки. В 1917 году только на островах Парамушир и Шумшу работает 14 японских крабоконсервных завода.  В начале тридцатых годов японские компании осуществляли масштабную добычу крабов не только у берегов западного и восточного побережий Камчатки но и вдоль Большой и Малой курильских гряд, берегов Сахалина и Приморья.

Добыча крабов и производство из них консервов советскими предприятиями возобновилась только в 1920 году. На экспорт такая продукция стала отправляться в 1923 году с заводов в бухте Тафуин и бухте Находка, а также с Кихчик-Кольского на Камчатке (до 1928 года он оставался единственным российским крабовым заводом на полуострове). До 1928 года завод в бухте Тафуин выпускал 8-9 тыс. ящиков крабовых консервов в год.

В 1920 году японцы отправляют на промысел краба первый плавучий рыбоконсервный завод, а спустя три года на промысел выходит уже шесть плавучих заводов.

Начало в организации рыбного промысла в Советской России было положено в 1921 году с изданием  декрета «О рыбной промышленности и рыболовстве», в котором сделан упор на создание собственного рыболовного флота, охране рыбных запасов страны и направлении больших капитальных вложений в развитие рыбной промышленности Мурманска и Дальнего Востока. Уже в мае 1924 году было создано Охотско-Камчатское акционерное рыбопромышленное общество (ОКАРО), которое несмотря на фактическую убыточность, позволило государству закрепиться в рыбной промышленности, накопить необходимый организационный, производственный и внешнеэкономический опыт, востребованный в последующие годы. В 1926 году Охотско-Камчатское акционерное рыбопромышленное общество влилось  в первое государственное рыбопромышленное предприятие Дальнего Востока – Дальгосрыбтрест, образованное 25 ноября 1925 года. Помимо  ОКАРО в Дальгосрыбтрест также вошел рыбоконсервный завод в бухте Тафуин и другие предприятия занимающиеся добычей и производством крабовых консервов, в том числе выкупленные у японцев.

В июне 1927 году было создано Акционерное Камчатское общество (АКО), с целью развития экономической жизни и рационального использования естественных богатств Камчатского округа.

К этому времени промысел и обработку крабов в западно-камчатских водах ведут девятнадцать японских крабоконсервных плавзаводов, а в аренде у японских компаний находится 89% всех краболовных участков. По условиям аренды японские краболовы должны были осуществлять выборочную эксплуатацию крабовых полей и планирование будущих запасов, а японское правительство даже пыталось нормировать вылов краба, хотя такие попытки чаще всего носили лишь формальный характер.

Для того чтобы изменить ситуацию, и потеснить монополию Японии на международном рынке, необходимо было создать собственный крабовый флот. Для этого в конце 1927 года Дальгосрыбтрест поручил торгпредству России в Токио подобрать подходящее судно для установки на нем оборудования крабоконсервного завода. Договор о покупке японского сухогруза «Тайя-мару» за 350 тысяч рублей был подписан 3 февраля 1928 года. Судно было 1913 года постройки, имело грузоподъемность 2750 тонн и длину около 95 метров. Так как крабовая путина у западного берега Камчатки начиналась в середине апреля, ремонт и установку оборудования в порту Осака необходимо было выполнить за рекордные сорок пять дней. Уже пятнадцатого марта капитан первого отечественного крабоконсервного плавзавода А.И. Дудник поднял на нем советский флаг, а плавзавод получил символическое название – «Первый краболов».

Параллельно с Дальгосрыбтрестом, покупкой судна для крабоконсервного завода занималось Акционерное Камчатское общество, созданное 24 июля 1927 года. Для покупки судна в ноябре 1927 года было выделено 322 тысячи рублей, судно планировалось приобрести в Америке. В марте 1928 года в Сиэтле на сухогрузе «Чейз» поднят советский флаг, а судно перегнано в японский порт для переоборудования. «Чейз» был построен в США в 1919 г. имел длину 77,3 метра и грузоподъемность 2674 тонны. 4 апреля 1928 года судно прибыло в порт Хакодате, его капитаном назначен Г.И. Александров, а самом судно стало назваться «Камчатка».

Так как в то время в России не было специалистов по обработке и консервированию крабов, приходилось нанимать на плавзавод японских специалистов и рабочих. При этом непосредственно рабочих завода подбирал японский мастер (сэндо), капитан по договору не имел право участвовать в этом процессе. В связи с этим  из 300 рабочих нанятых в Хакодате на «Первый Краболов», около трети были детьми в возрасте от 14 лет. По объяснению мастера детские руки лучше и быстрее справляются с укладкой крабовой мякоти в баночки для консервов.

В первой декаде апреля «Первый краболов», одновременно с девятнадцатью японскими крабоконсервными плавзаводами направился к берегам Западной Камчатки. По сравнению с японскими плавзаводами первый российский уступал им в скорости хода. Для того, чтобы не отставать от японской флотилии и иметь возможность выбрать хорошее место промысла, капитан «Первого краболова» А.И. Дудник пошел на определенный риск и решил дойти до Западной Камчатки по Охотскому морю. Обычно в это время японские плавзаводы шли вдоль тихоокеанского побережья Курильских островов, так как на охотоморской стороне в это время ледовая обстановка была опасной. Такая маленькая хитрость позволила «Первому Краболову» обогнать японскую флотилию почти надвое суток. 22 апреля 1928 года в районе острова Птичий «Первый Краболов» спустил на воду все восемь промысловых ботов «кавасаки».

16 мая 1928 года к «Первому краболову» присоединился плавзавод «Камчатка». Первые ловушки были поставлены в районе реки Морошечная. Они существенно отличались от современных, представляя собой сети размером 6,2 на 2,4 м со стороной ячеи 20 см. Сети связывались одна с другой в порядки по 30 шт. К каждой из них привязывались каменные грузила и наплава. По краям порядка цеплялись якоря, от которых на поверхность воды поднимались лини, соединенные с тремя большими наплавами. Между двумя порядками также крепился якорь с линем.

Первая крабовая путина оказалась удачной для советских крабоконсервных плавзаводов. В конце октября «Первый краболов» прибыл во Владивосток. За время промысла на заводе было изготовлено более 20 тысяч ящиков консервов (в ящике 48 фунтовых банок, один фунт – 0,453 кг.). Для расширения районов промысла сразу после прихода во Владивосток «Первый Краболов» вышел на лов краба к побережью Японского моря. Всего в этом году судно выработало 21400 ящиков консервов.  Крабоконсервный завод «Камчатка» из-за позднего выхода на промысел, не успел выработать весь запланированный объем и произвел только 15300 ящиков консервов. Общий объем консервов, выпущенных на «Первом Краболове» и «Камчатке» в 1928 году составил две трети, всех крабовых консервов произведенных советскими предприятиями. Все консервы, выработанные на плавзаводах, независимо от сортности были направлены на экспорт в США и Англию, в то время основных потребителей этого продукта.

Таким образом, в 1928 году по крабовой монополии Японии был нанесен серьезный удар. Перед опасностью со стороны зарождающегося советского крабового флота, японское правительство даже отменяет формальные ограничения, призванные регулировать промысел краба, а японские компании, до этого непримиримые соперники, договариваются координировать свои действия и выступать вместе против советских краболовов.

В 1929 году на промысел краба вышло 22 японских крабоконсервных плавзаводов, с апреля по сентябрь они выработали 420 тысяч ящиков консервов, выловив для этого более 44 миллионов экземпляров крабов. Так как крабовые ловушки в то время не обладали селективностью, в них попадало достаточное количество самок и молоди, большинство которых с учетом технологии лова погибало. С учетом такого прилова общий вылов мог составлять более 85 миллионов штук. Если перевести эти цифры на тонны, то получится, что только японские краболовы могли добыть в 1929 году не менее 110 тысяч тонн крабов. В 1929 году советская крабовая флотилия насчитывала уже 4 плавзавода, а за сезон было выработано 70000 ящиков крабовых консервов. По-прежнему, весь товар отправлялся на экспорт, причем советские консервы продавались дешевле японских, что также не нравилась японским производителям. При этом, так как в первые годы на советских краболовах работали только японские рабочие, качество консервов практически не уступало выработанным на японских плавзаводах.

После 1929 года количество японских крабоконсервных судов стало резко сокращаться. В 1930 году на промысел вышло 19 единиц, в 1931 – 9, а в 1932 всего 7. Тем временем советский крабодобывающий флот наоборот наращивал свое присутствие. В 1929 году Акционерное Камчатское общество часть закупленных в Америке пароходов переоборудует в плавучие крабоконсервные заводы, построен крабоконсервный завод на острове Птичьем. Всего к 1932  году на промысле было задействовано уже 11 плавучих крабоконсервных завода – «Второй», «Третий», «Четвертый», «Пятый», «Шестой», «Гиляк», «Коряк», «Ламут», «Тунгус», «Юкагир» и «Всеволод Сибирцев».

В связи с быстрым развитием крабового промысла на Дальнем Востоке, для оптимизации производственных и сбытовых вопросов в октябре 1930 г. на основании приказа Уполномоченного правления Союзрыбы для добычи крабов в водах Дальнего Востока, а также для производства и сбыта крабовых консервов, образован Дальневосточный трест плавучих крабоконсервных заводов «Кработрест». В состав треста вошли краболовы, выделенные из Дальгосрыбтреста и Акционерного Камчатского общества.

В связи с осложнением отношений СССР и Японии в области рыболовства, а также укреплении советских военно-морских сил на Дальнем Востоке, японских промысловиков стали постепенно вытеснять  из советских вод, а также с советских краболовов.  В 1930 году семь из одиннадцати советских плавучих крабоконсервных заводов полностью отказались от японской рабочей силы. Однако для работы на заводах нанимались люди, которые не мели вообще никакого опыта в производстве крабовых консервов, часто это были бегущие из колхозов крестьяне. Такая ситуация существенно отразилось на качестве выпускаемых консервов. Этим воспользовались японские крабодобытчики. Которые не  хотели без боя сдавать свои позиции на рынке. В 1930 – 1931 году в иностранной прессе организована компания по дискредитации советской продукции. СССР обвиняют в использовании  дешевого, практически рабского труда на крабоконсервных заводах, что позволяет сбывать продукцию по демпинговым ценам, при этом качество продукции  очень плохое.

В действительности проблема с качеством советских крабовых консервов стояла очень остро. Многие претензии покупателей были обоснованными. В 1931 году на продукцию поступило огромное количество претензий от американских покупателей, многие из них совсем отказались от советской «Чатки». В итоге из-за существенных проблем с качеством, Всеамериканская конвенция консервной промышленности отказалась допускать советские консервы на выставку в 1932 году.

Для исправления ситуации от руководства Кработреста жестко потребовали повысить качество продукции. На плавбазы стали принимать более квалифицированных рабочих, стали модными ударнические движения, да и просто со временем пришел самостоятельный опыт производства консервов из крабов. Постепенно проблема с качеством продукции была решена, хотя цена советских консервов по-прежнему оставалась вне конкуренции.

Основу крабового промысла с 20-х года прошлого века составлял Западно-Камчатский шельф. В период с 1924 по 1938 г. отечественным флотом ежегодно вылавливалось от 0,8 до 32,7 миллионов крабов. В период Великой Отечественной войны и в первые четыре послевоенных года в связи с сокращением работающего на добыче краба флота, прекращением добычи краба японцами, вылов краба резко снизился. Это создало благоприятные условия для воспроизводства и восстановления запасов. С 1946 по 1957 г. вылов краба резко возрос, и благодаря принятым мерам регулирования и охраны запасов в последующем десятилетии, добыча поддерживалась на уровне 23–28 миллионов штук.

Начиная с 30-х годов прошлого столетия единственным в СССР добытчиком и производителем крабовых консервов становится Кработрест. На основании постановления Совнаркома СССР от 22 февраля 1937 г. «Кработрест» был объединен с Дальморзверопромом и переименован в «Крабоморзвертрест» (трест по добыче краба и морского зверя). В состав нового треста вошла первая советская китобойная флотилия «Алеут».

В 1947 году «Крабоморзвертрест» был реорганизован, из состава треста выделена советская китобойная флотилия и трест вновь переименован в трест крабоконсервных плавучих заводов «Кработрест». Затем 19 октября 1959 года трест крабоконсервных плавучих заводов «Кработрест» переименован в управление краболовных флотилий и плавучих консервных заводов «Крабофлот». В апреле 1970 года Управление краболовных флотилий и плавучих консервных заводов, управление китобойных флотилий и «Дальморепродукт» реорганизованы и на их базе создано производственное объединение «Дальморепродукт», флотилии и плавбазы перешли в ведение вновь созданного объединения. С момента организации по апрель 1970 г. «Крабофлот» находился в системе Приморрыбпрома. Таким образом Кработрест, а в последствии объединение «Дальморепродукт» как монополист по добыче краба в СССР просуществовал с 1930 года до начала 90-х годов.

В послевоенные годы, несмотря на совершенствование добывающего флота и механизации многих процессов, промысел крабов, как и ранее, осуществлялся с помощью донных ставных сетей, что негативно сказывалось на состоянии запасов крабов. Минимальный в послевоенные годы вылов крабов отмечался в 1978 году и составил 7,8 миллиона экземпляров.

Усилиями отечественной науки, «Дальморепродукта» и других организаций на рубеже 60 – 70-х годов начался процесс переоснащения отечественного крабодобывающего флота. В 1973 г. на промысел крабов у Западной Камчатки вышел первый плавзавод «Сергей Лазо», оснащенный коническими ловушками. С этого года краболовный флот стал активно переоснащаться на лов крабов ловушками. Опыт ловушечного лова был перенят у японских краболовов, которые осваивали этот вид промысла с 50-х годов на добыче глубоководных крабов-стригунов в Японском море. В это же время идет активное регулирование промысла крабов, разрабатываются требования к орудиям лова, пересматривается промысловая мера крабов, а  также устанавливаются ограничения по сроки и некоторым районам промысла. В 1980 г. приказом Минрыбхоза СССР утверждены Правила рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока. В соответствии с Правилами вводится запрет на промысел крабов всеми орудиями лова, кроме ловушек. Такие мероприятия позволили остановить снижение запасов крабов и в 1988 году вылов достиг 14 миллионов экземпляров. Все это время основу улова продолжал составлять камчатский краб.

Межу тем, в 70 – 80-е годы изучается возможность промыслового освоения других видов крабов, исследуются новые возможные районы промысла.  Это дало возможность рекомендовать к промыслу не только камчатского краба. Начинает развиваться отечественный промысел крабов стригунов. Появляются краболовные суда, оборудованные краболовными ловушками для работы на больших глубинах. 

В начале 90-х годов с развалом СССР прекращается крабовая монополия «Дальморепродукта». Появляются частные и совместные предприятия, добывающие краба. Ранее государственные, предприятия приватизируются и акционируются. В 1990–1993 гг. российские крабодобывающие организации начинают осваивать американскую технику лова на краболовах-процессорах. На таких судах выпускается продукция в виде варено-мороженных конечностей. Также осуществляются поставки крабов в сыро мороженном и живом виде. К концу 90-х годов специализированным промыслом краба занималось примерно 160 предприятий имеющих свыше 350 единиц крабодобывающего флота.

На рубеже веков постепенно начинает меняться видовая структура общего допустимого улова (ОДУ) крабов. Если до 2000 года в объеме ОДУ 50% и более занимал камчатский краб и другие «королевские крабы» (синий и равношипый), то с 2001 года начинается постепенное доминирование в структуре ОДУ крабов стригунов. К 2010 году процент королевских крабов составляет всего 18 % от ОДУ, а если говорить о камчатском крабе то это и вовсе 3,6%. С 1993 по 2010 год величина ОДУ всех видов краба на Дальнем Востоке составляла в среднем 64 тысячи тонн, постепенно снижаясь к концу прошлого десятилетия. В 2012 году ОДУ крабов на Дальнем Востоке был установлен на уровне 43,5 тысячи тонн, это самый низкий показатель за постсоветское время.

Причиной такого существенного снижения ОДУ, а также изменения его структуры послужили негативные процессы в крабодобывающей отрасли, связанные с отсутствием надлежащего контроля за промыслом и как следствие практически неконтролируемого браконьерства в 90-е и 2000-е годы. При том, что официальный отчетный вылов зачастую был меньше усыновлённой величины ОДУ, фактический вылов превышал его в разы. По экспертным оценкам, сделанным на основе официальных данных стран импортеров крабовой продукции с 1995 по 2009 годы фактический объем изъятия крабов составлял в среднем 132 тысячи тонн в год и в большей части являлся нелегальным.

Начиная с 2009 года ситуация начинает меняться. В рыбной отрасли Российской Федерации происходят преобразования на законодательном и организационном уровне, существенно усиливается контроль за промыслом, заключаются международные соглашения со странами АТР (основными покупателями российского краба) по противодействию незаконному промыслу. С 2010 года официальный вылов и процент освоения ОДУ начинает расти, при этом объем нелегального вылова сокращается.

Весь комплекс мер по борьбе с незаконным промыслом позволил за 5 – 6 лет кардинально изменить ситуацию, уровень нелегального промысла снизился до уровня, который не оказывает какого-либо влияния на состояние популяций и рынок краба. По итогам 2015 года разница между объемом иностранного импорта краба и отчетным выловом составила 4%, в 2016 году немногим более 10% (для примера в 2007 году разница составила 400%). Динамику процесса можно оценить на рисунке.

В настоящее время эксперты и трейдеры не отмечают наличия на рынке какого-либо существенного объема нелегальной продукции, а существующая разница между объемом иностранного импорта и отчетным выловом может возникать из-за методики учета данных иностранного импорта.

То, что ситуация на промысле краба нормализовалась, свидетельствует и постоянный рост величины ОДУ. Из-за отсутствия браконьерского, неучтенного пресса на популяции краба, бережное и научно-обоснованное управление запасами величина ОДУ в последние годы неуклонно растет. В 2017 году установленная величина общего допустимого улова крабов на Дальнем Востоке достигла максимально величины за весь период советского и российского промысла, а на 2018 года она будет еще выше.

Нельзя не отметить интересный исторической и научный опыт по переселению камчатского краба в Северный бассейн. Эта идея успешно реализовалась в 60-е годы, хотя впервые возникла еще в 30-х годах, для решения продовольственных задач молодого советского государства.  Предполагалось, что краб сможет расселиться в основном в восточной части Баренцева моря и в дальнейшем проблем с делением ресурса между СССР и Норвегией не возникнет. За период основного вселения в 1961-1969 годах в Баренцево море было выпущено около трех тысяч крабов в возрасте 6-15 лет, 10 тысяч экземпляров молоди и около 1,6 млн. личинок. В 1977 и 1978 годах в Мурманск по железной дороге было доставлено еще 1,2 тысячи взрослых особей, хотя первый взрослый камчатский краб был пойман в Кольском заливе в еще 1974 году. С 1977 г. камчатские крабы стали попадаться в сети рыбаков у берегов Норвегии. Появление второго поколения крабов, более многочисленного и сильного, было отмечено в 1992 году. Район обитания краба оказался значительно шире, чем предполагалось, к настоящему времени ареал этого вида в атлантических водах занимает обширную акваторию до Лофотенских островов и продолжает расширяться в основном в экономической зоне Норвегии. В России промышленное освоение вида началось в начале 2000-х годов. К 2006 году ОДУ краба составлял 14,6 тысяч тонн, это был максимальный объем (к примеру ОДУ камчатского краба на Дальнем Востоке в этом году был всего 3,5 тысячи тонн). В 2010 – 2011 годах произошло снижение до 4 тысяч тонн, а затем опять началось постепенное повышение. На 2017 год величина ОДУ камчатского краба установлена на уровне 8,5 тысяч тонн.

Также следует отметить и еще один интересный факт – промысел в Баренцевом море краба-стригуна опилио. Ученые давно отметили его появление в этих водах, но откуда он там взялся точно не известно. Специально его туда не заселяли, но есть предположение, что личинки краба попали туда с балластными водами и постепенно его запас вырос до промышленных объемов. В 2017 году наукой 7,87 тысяч тонн этого вида.